Басов чукотка. Артефакты с чукотки. Евгений, когда ты увлекся описанием путешествий

Отправляясь на край России и Земли, я примерно так себе всё и представлял. За спиной путешествия по Сахалину и Камчатке, по другим медвежьим углам нашей страны. История везде одна: развалился Союз, всё просрали вслед.

Жизнь здесь на самом деле трудная, и на Чукотке даже веришь, что климат мешает строить дороги и нормально существовать городам: опять же, нет ни камня, ни дерева, главных строительных материалов.

В девяностые и двухтысячные люди стали массово покидать и без того малочисленный регион, оставляя после себя брошенные города и сёла.

*публикуется повторно*

1 На Чукотку советуют ехать любителям природы, поэтому я не очень ей проникся: невысокие сопки, из растительности лишь травка. Сверху ещё хорошо смотрится миллион озёр, но тундра довольно скучное зрелище. Из диких животных я встретил только семейство из трёх журавлей, севших отдохнуть.

То, что будет в репортаже дальше, может повредить вашу психику. Там — полная разруха в самом жёстком её проявлении. Я не искал помойки специально, я знаю, что такое можно наснимать в Москве (хотя на самом деле нет), и что нужно было приезжать в другое время. Если вы чувствительны к фотографиям глубинки России — пожалуйста, остановитесь на этой прекрасной фотографии с журавлями. Ибо просрано здесь на самом деле, практически всё.

2 Чукотский автономный округ долгое время был абсолютно закрытым и военным: да здесь и сейчас пограничная зона, по прилёту даже проверяют паспорта. А в советские годы настолько боялись американцев, что сделали весь непроходимый регион, где реально нет дорог, особой зоной. До Аляски здесь близко, 600-700 километров, но пешком или на транспорте проехать невозможно. Так вот, военные сидели на Чукотке под каждым кустом, и после них осталось знатное наследие: почти все заброшки до сих пор принадлежат Министерству обороны. Бочки — бывший склад горюче-смазочных материалов недалеко от аэропорта Анадыря.

3 Анадырский лиман делит всю округу на две части: собственно, город Анадырь по одну сторону, по другую — городской посёлок Угольные Копи, и с десяток заброшенных городков разной сохранности и удалённости.

4 Посёлок Шахтёрский. Самый близкий к Угольному, добраться туда можно легко и даже на легковой машине. К сожалению, историю поселения вам не расскажу, так как пишу этот текст из общежития, где никаким интернетом не пахнет.

5 Шахтёрский небольшой, буквально пара многоквартирных домов, и те трёхэтажки. Частный сектор был разбросан по окрестным холмам, но почти всё сгнило или растащили на стройматериы в другие селения.

6 Строить здесь на самом деле не из чего, в ход идёт всё: хочешь построить хороший дом — своруй что-нибудь в заброшенном. Так что не удивлюсь, если этот “недострой” на самом деле разобрали до основания.

7 Наверное, и в лучшие годы этот посёлок выглядел не очень, а сейчас-то…

8 Говорят, что покидали эти посёлки в связи с программой уплотнения: в Анадыре освободились квартиры, и людей просто переселяли в лучшие условия. Но почему многие тогда побросали свои машины, технику? В каких-то квартирах остались интерьеры….словно все бежали отсюда! Как в Припяти!

9 Какая-то особенная форма извращения, такое же было замечено и в Анадыре на окраине. Деревянные бараки-гаражи, на втором этаже теплица, а ещё в этих домиках умудрялись жить.

10 Посёлок на берегу моря. У кого-то курорт, а здесь разруха. Всё в таком состоняии не только из-за суровых зим, когда температура доходит до минус шестидесяти. Как раз во многом поскольку местные жители растаскивают всё, что плохо лежит.

11 Десятки автомобилей лежат и ржавеют, отравляя почву региона.

12 Лодка, которая уже никуда не уплывёт.

13 И сама вода лимана, смотрите, грязная и не вызывает желание окунуться.

14 Посреди мёртвого города стоит памятник Тимофею Елкову, первому чукче-лётчику, погибшему в Великую Отечественную. Бюст стоит на камушках…

15 На горе над посёлком Шахтёрский есть действующая радиолокационная вышка.

16 И недействующий аэропорт Анадыря. До того, как воздушная гавань стала располагаться в низине, возле Угольных Копей, гражданский аэродром был именно здесь: там хозяйствовали военные. От взлётной полосы ничего не осталось, она заросла. Здание аэропорта сегодня представлят из себя одну-единственную стенку.

17 Лет десять назад аэропорт выкупил человек, решивший развивать региональную авиацию. Успел купить один АН-2, и тут его убили. Самолёт до сих пор стоит.

18 Причём, в хорошем состоянии.

19 В кабине сохранилось очень многое, но украли крышу с кабины пилотов.

20 Какое-то техническое сооружение, может быть склад с керосином?

21 Вокруг такая феерическая помойка, где можно найти множество артефактов. Иногда хлам смотрится концептуально, я даже подумал, что где-нибудь в Европе это могло сойти за выставку современного искусства.

22 Собранные артефакты: олимпийский мишка, радионавигационные карты и календарь с голыми женщинами.

23 Вид на свалку, лиман, а вдалеке и сам город Анадырь. Здесь он кажется мегаполисом и центром Вселенной.

24 Вернёмся в Угольные Копи. Это самый большой город по эту сторону лимана, хотя половина его заброшена.

25 Получилось как-то так, что “гражданская” часть “Угольков” осталась жить, а всех военных вывели и половина города теперь лежит в руинах. Забегая вперёд, самое крутое заброшенное место возле Анадыря это посёлок Гудым:наберитесь терпения, про него будет отдельный репортаж.

26 Авиаторам-первопроходцам и защитникам неба Чукотки. Кто защитит его теперь, и главное — от кого? От себя-то не уберегли.

27 Если бы эти домики были чуть повыше ростом, можно было бы подумать, что это Чернобыль. Но и так смотрится зловеще и устрашающе.

28 Единственное обитаемое здание в районе, местный суд.

29 В конце квартала есть три жилые пятиэтажки. Представьте на секунду, каково жить здесь? С таким окружением, ещё и на краю Земли.

30 Ещё один тлеющий уголёк цивилизации на этом пепелище, православный храм. Только молиться-то и остаётся.

31 Местные жители.

32 Немного иначе обстоят дела в “живой” части Угольных копей. Обычно дома различаются по яркому цвету: здесь, в отличие от “материка”, дома всё-таки принято красить и поддерживать в хорошем состоянии.

33 В одном из дворов обнаружился ещё один памятник лётчику-чукче. И дом, построенный турками.

34 Приезжать ли отдыхать на Чукотку? Что здесь вообще можно делать? Я задаюсь этим вопросом третий день. И не знаю, что ответить. Но я рад, что увидел своими глазами и такую жизнь.

Евгений Басов, автор блога о путешествиях из Анадыря Популяризирует туризм на Чукотке: «По натуре я – человек активный, и в детстве серьезно заболел походами, сплавами. Со временем увлечение переросло в профессиональную деятельность, и теперь туризм для меня существует в трех ипостасях: коммерческий туризм, туризм «для себя» и проект «Чукотский outdoor». Об outdoor-слете Очень часто люди, живя в той или иной местности, не знают, какие достопримечательности находятся рядом. Не исключение – жители Чукотки. Мне же хотелось, чтобы они могли ближе познакомиться с природой родной области, ее спецификой. Так шесть лет назад родился outdoor-слет. В Интернете размещаю информацию о маршруте. Откликается все, кому близок туризм, и мы отправляемся в многодневное путешествие. У нас регион – дорогой, и стоимость коммерческого тура доходит порой до нескольких сотен тысяч рублей, но слет с самого начала был бюджетным вариантом, предполагающим минимальные расходы. Участники оплачивают только текущие расходы на билеты, питание и, если необходимо, проживание в гостинице. Я беру на себя полную организацию похода и сопровождение группы. Каждый раз выбираю новый маршрут не только для ребят, но и для себя. Мне, как путешественнику, неинтересно ходить известными тропами и хочется снова и снова открывать и познавать Чукотку. Удивляться новым местам и разделять этот восторг со всей командой. За время существования проекта мы побывали в Проведенском, Анадырском, Чукотском, Иультинском и Чаунском районах. Изначально предполагалось, что в слет будет вовлечена молодежь из разных населенных пунктов Чукотки. Со временем к нам начали присоединяться люди среднего и старшего возраста, а география участников значительно расширилась. За шесть лет в проекте приняло участие около шестидесяти человек из пятнадцати регионов России, Казахстана и даже Швейцарии. Некоторые из них по-настоящему увлеклись походами по региону и стали постоянными участниками. О маршрутах Путешествие имеет свою конечную точку. Например, в 2015 году участники outdoor-слета «Наукан» добирались до маяка-памятника Держневу. По пути побывали в заброшенных селах, где раньше жили эскимосы. Два года назад наша цель была побывать в Иультинском районе на 180 меридиане, который делит Землю на два полушария: Восточное и Западное, и по нему проходит линия перемены дат. Так что мы имели уникальнейшую возможность одновременно находиться в сегодня и завтра. В этом году отправились в Анадырский район, чтобы добраться до памятника природы – Тнеквеемской реликтовой чозенивой рощи, уникального растительного оазиса в тундре. Маршрут был сложный, и все зависело от ряда факторов: от погоды, уровня воды в реке, исправности техники. Много значит и сама команда. Все находятся в равных условиях и должны выполнять работу, которая обеспечивает еду, тепло, передвижение всех участников. За девять дней мы преодолели шестьсот километров на трех моторных лодках по рекам Канчалан и Тнеквеем. Часть обратного пути шли самосплавом. О блоге Бывая в экспедициях, случайно натыкаешься на какую-либо интересную информацию, начинаешь «раскручивать» тему, и узнаешь любопытные факты. О самых ярких рассказываю в «Живом Журнале» в своем блоге «Однажды на Чукотке». За семь лет накопился обширнейший краеведческий материал. По образованию я – историк, и мне хочется сохранить те крупицы информации, которые в дальнейшем, возможно, будут утрачены. Так, часть моих материалов публикуется под тегом «города-призраки». На Чукотке близость США повлияла на закрытие нескольких населенных пунктов восточной части региона, где проживали чукчи и эскимосы. Еще ряд поселений были ликвидированы по экономическим причинам. До сих пор в мертвых городах и селах сохранились здания, и мне было интересно показать читателям прошлое региона. В одной из экспедиций в заброшенный поселок зачем-то снял с дома табличку с названием улицы, и она положила начало небольшой коллекции. Сейчас у меня их - восемь с улиц Иультина, Мыса Шмидта, Беринговского, Красноармейского, Валькумея, Янраная, Гудыма, Апапельгино. Недавно в Анадыре во дворе дома сделал небольшую инсталляцию «Забытые улицы». Часть постов, посвящена этнографическим зарисовкам, которые описывают быт северных народов. С этой точки зрения интересен традиционный промысел – охота на морского зверя, которая в России есть только у нас. Мне довелось видеть, как чукчи добывают кита, нерпу, лахтака, как строят национальную лодку – байдару, как добывают моржовые клыки, из которых делают сувениры. Естественно, нельзя было не рассказать о людях нашего региона. Эти зарисовки публиковал под меткой «замечательные люди Чукотки». Кроме интернет-записок, о путешествиях по Чукотке я рассказываю на страницах книг. С 2013 года у меня вышло четыре авторские книги и один путеводитель по Чукотке в которым я был соавтором. О Чукотке С точки зрения туризма наша область – уникальная. Это начало России, самый ее восточный регион. Чукотка располагается и в Восточном, и в Западном полушарии. Самая крайняя точка Евразии тоже у нас. Чукотка омывается Северным Ледовитым, Тихим океанами и тремя морями Восточно-Сибирским, Чукотским, Беринговым, которое в регионе имеет самую длинную береговую линию. В регионе большая территория сочетается с малой плотностью населения. Колорит региона будет чувствоваться в любом районе. Но не пытайтесь за один раз понять и прочувствовать Чукотку. Даже за один месяц это не удастся, настолько она разная. Ее нужно узнавать постепенно. Здесь те, кто любит активный отдых, могут отправиться на охоту-рыбалку, в пешие походы, на сплавы. В этнотурах можно познакомиться с бытом и традициями оленеводов и морских охотников. Как таковых достопримечательностей на Чукотке нет, но можно выделить туризм интересных географических точек: 180 меридиан, мыс Дежнева и так далее. Отправляясь к нам, туристы должны быть готовыми к нескольким моментам. Если вы любите комфорт, тогда это точно не ваш регион. Гостиницы, Интернет, общепит есть, но в районах могут не соответствовать высокому уровню притязаний. Очень своенравна и погода. Отправляясь на несколько дней, можно вполне «застрять» на пару недель. Неподготовленным к чукотским реалиям туристам советую начинать с Иультинского района. Место – идеальное: простая логистика, насыщенный содержанием маршрут и относительный сервис. А вот чтобы по-настоящему ощутить прелесть Чукотки, нужно добраться до мыса Дежнева, где есть несколько знаковых локаций. О развитии В среднем наш регион посещает до полутора тысяч туристов, тысяча из которых это круизные туристы. Большинство этих туристов – иностранцы. Тех, которые приезжают по путевке или самостоятельно, не много, хотя потенциал у региона огромный. При определенных усилиях туризм может стать второй по значимости после золотодобычи отраслью в экономике. Первое, и главное, необходимо субсидировать стоимость билетов. Чтобы долететь из Москвы до Чукотки, в лучшем случае потребуется тридцать тысяч. Даже если сократить стоимость на пять тысяч, то, уверен, поток туристов увеличится. Проблематично развитие и без инвестиций в инфраструктуру. У нас нет туристических баз, крайне ограниченное количество гостиниц и предприятий общепита. Если в Анадыре, все это широко представлено, то в районах возникают определенные сложности. И таких пробелов множество. Я считаю что туризм в нашем регионе – больше социальный проект, чем коммерческий. К примеру, некоторые мои маршруты пролегают через села, где живут представители коренных народов Севера. В большинстве населенных пунктов, как шутят сами жители, градообразующем предприятием является «Чукоткоммунхоз». Понятное дело, что о развитии экономики, привлекательности подобных сел для жизни, особенно для молодежи, речи идти не может. Происходит стагнация. Более-менее активный народ уезжает, и есть вероятность, что в будущем эти села останутся без жителей. В долгосрочной перспективе есть риск потерять эти населенные пункты. Туризм как раз и является тем локомотивом, который сможет потащить за собой приток инвестиций в экономику малых поселений, сделать место привлекательным, в первую очередь для самих же жителей.»

Об outdoor-слете

Очень часто люди, живя в той или иной местности, не знают, какие достопримечательности находятся рядом. Не исключение – жители Чукотки. Мне же хотелось, чтобы они могли ближе познакомиться с природой родной области, ее спецификой. Так шесть лет назад родился outdoor-слет.

В Интернете размещаю информацию о маршруте. Откликается все, кому близок туризм, и мы отправляемся в многодневное путешествие.

У нас регион – дорогой, и стоимость коммерческого тура доходит порой до нескольких сотен тысяч рублей, но слет с самого начала был бюджетным вариантом, предполагающим минимальные расходы. Участники оплачивают только текущие расходы на билеты, питание и, если необходимо, проживание в гостинице. Я беру на себя полную организацию похода и сопровождение группы.

Каждый раз выбираю новый маршрут не только для ребят, но и для себя. Мне, как путешественнику, неинтересно ходить известными тропами и хочется снова и снова открывать и познавать Чукотку. Удивляться новым местам и разделять этот восторг со всей командой. За время существования проекта мы побывали в Проведенском, Анадырском, Чукотском, Иультинском и Чаунском районах.

Изначально предполагалось, что в слет будет вовлечена молодежь из разных населенных пунктов Чукотки. Со временем к нам начали присоединяться люди среднего и старшего возраста, а география участников значительно расширилась. За шесть лет в проекте приняло участие около шестидесяти человек из пятнадцати регионов России, Казахстана и даже Швейцарии. Некоторые из них по-настоящему увлеклись походами по региону и стали постоянными участниками.

О маршрутах

Путешествие имеет свою конечную точку. Например, в 2015 году участники outdoor-слета «Наукан» добирались до маяка-памятника Держневу. По пути побывали в заброшенных селах, где раньше жили эскимосы.

Два года назад наша цель была побывать в Иультинском районе на 180 меридиане, который делит Землю на два полушария: Восточное и Западное, и по нему проходит линия перемены дат. Так что мы имели уникальнейшую возможность одновременно находиться в сегодня и завтра.

В этом году отправились в Анадырский район, чтобы добраться до памятника природы – Тнеквеемской реликтовой чозенивой рощи, уникального растительного оазиса в тундре. Маршрут был сложный, и все зависело от ряда факторов: от погоды, уровня воды в реке, исправности техники. Много значит и сама команда. Все находятся в равных условиях и должны выполнять работу, которая обеспечивает еду, тепло, передвижение всех участников. За девять дней мы преодолели шестьсот километров на трех моторных лодках по рекам Канчалан и Тнеквеем. Часть обратного пути шли самосплавом.

О блоге

Бывая в экспедициях, случайно натыкаешься на какую-либо интересную информацию, начинаешь «раскручивать» тему, и узнаешь любопытные факты. О самых ярких рассказываю в «Живом Журнале» в своем блоге «Однажды на Чукотке».


За семь лет накопился обширнейший краеведческий материал. По образованию я – историк, и мне хочется сохранить те крупицы информации, которые в дальнейшем, возможно, будут утрачены. Так, часть моих материалов публикуется под тегом «города-призраки». На Чукотке близость США повлияла на закрытие нескольких населенных пунктов восточной части региона, где проживали чукчи и эскимосы. Еще ряд поселений были ликвидированы по экономическим причинам. До сих пор в мертвых городах и селах сохранились здания, и мне было интересно показать читателям прошлое региона.

В одной из экспедиций в заброшенный поселок зачем-то снял с дома табличку с названием улицы, и она положила начало небольшой коллекции. Сейчас у меня их - восемь с улиц Иультина, Мыса Шмидта, Беринговского, Красноармейского, Валькумея, Янраная, Гудыма, Апапельгино. Недавно в Анадыре во дворе дома сделал небольшую инсталляцию «Забытые улицы».

Часть постов, посвящена этнографическим зарисовкам, которые описывают быт северных народов. С этой точки зрения интересен традиционный промысел – охота на морского зверя, которая в России есть только у нас. Мне довелось видеть, как чукчи добывают кита, нерпу, лахтака, как строят национальную лодку – байдару, как добывают моржовые клыки, из которых делают сувениры.

Естественно, нельзя было не рассказать о людях нашего региона. Эти зарисовки публиковал под меткой «замечательные люди Чукотки». Кроме интернет-записок, о путешествиях по Чукотке я рассказываю на страницах книг. С 2013 года у меня вышло четыре авторские книги и один путеводитель по Чукотке в которым я был соавтором.

О Чукотке

С точки зрения туризма наша область – уникальная. Это начало России, самый ее восточный регион. Чукотка располагается и в Восточном, и в Западном полушарии. Самая крайняя точка Евразии тоже у нас. Чукотка омывается Северным Ледовитым, Тихим океанами и тремя морями Восточно-Сибирским, Чукотским, Беринговым, которое в регионе имеет самую длинную береговую линию.

В регионе большая территория сочетается с малой плотностью населения. Колорит региона будет чувствоваться в любом районе. Но не пытайтесь за один раз понять и прочувствовать Чукотку. Даже за один месяц это не удастся, настолько она разная. Ее нужно узнавать постепенно.

Здесь те, кто любит активный отдых, могут отправиться на охоту-рыбалку, в пешие походы, на сплавы. В этнотурах можно познакомиться с бытом и традициями оленеводов и морских охотников. Как таковых достопримечательностей на Чукотке нет, но можно выделить туризм интересных географических точек: 180 меридиан, мыс Дежнева и так далее.

Отправляясь к нам, туристы должны быть готовыми к нескольким моментам. Если вы любите комфорт, тогда это точно не ваш регион. Гостиницы, Интернет, общепит есть, но в районах могут не соответствовать высокому уровню притязаний. Очень своенравна и погода. Отправляясь на несколько дней, можно вполне «застрять» на пару недель.

Неподготовленным к чукотским реалиям туристам советую начинать с Иультинского района. Место – идеальное: простая логистика, насыщенный содержанием маршрут и относительный сервис. А вот чтобы по-настоящему ощутить прелесть Чукотки, нужно добраться до мыса Дежнева, где есть несколько знаковых локаций.

О развитии

В среднем наш регион посещает до полутора тысяч туристов, тысяча из которых это круизные туристы. Большинство этих туристов – иностранцы. Тех, которые приезжают по путевке или самостоятельно, не много, хотя потенциал у региона огромный.

При определенных усилиях туризм может стать второй по значимости после золотодобычи отраслью в экономике. Первое, и главное, необходимо субсидировать стоимость билетов. Чтобы долететь из Москвы до Чукотки, в лучшем случае потребуется тридцать тысяч. Даже если сократить стоимость на пять тысяч, то, уверен, поток туристов увеличится.


Проблематично развитие и без инвестиций в инфраструктуру. У нас нет туристических баз, крайне ограниченное количество гостиниц и предприятий общепита. Если в Анадыре, все это широко представлено, то в районах возникают определенные сложности. И таких пробелов множество.

Я считаю что туризм в нашем регионе – больше социальный проект, чем коммерческий. К примеру, некоторые мои маршруты пролегают через села, где живут представители коренных народов Севера. В большинстве населенных пунктов, как шутят сами жители, градообразующем предприятием является «Чукоткоммунхоз». Понятное дело, что о развитии экономики, привлекательности подобных сел для жизни, особенно для молодежи, речи идти не может. Происходит стагнация. Более-менее активный народ уезжает, и есть вероятность, что в будущем эти села останутся без жителей. В долгосрочной перспективе есть риск потерять эти населенные пункты. Туризм как раз и является тем локомотивом, который сможет потащить за собой приток инвестиций в экономику малых поселений, сделать место привлекательным, в первую очередь для самих же жителей.»

При сборах в тундру, правильный вопрос не зачем, а сколько? Вопрос зачем, считается не уместным, глупым и наивным. Так тщательно как алкогольный ни один другой вопрос связанный с поездкой в тундру не обсуждается. Погружаясь в природу вопроса можно дойти до эзотерических мистерий древних охотников, очистительных обрядов "святой" водой и невыносимости свободы бытия. Разумеется, тундра не место, чтобы искать причину алкопотребления: не хочешь - не пей, но зачем тогда ехал?

Сразу оговорюсь, пешеходы-походники почти исключены из повествования. "Почти", потому что битву между алкашкой и быстрым углеводом, почти всегда выигрывает последний. И опять "почти" - потому что многие пешеходы всё же берут с собой мерзавчики и даже поллитры, мотивируя выбор фразами: "для сугрева", "на ночь пять капель, чтобы спалось лучше" и "на всякий случай". Я не сторонник в пешеходстве тащить алкоголь, хотя несколько раз брал. И не потому, что не выпиваю, а потому что "зачем пачкаться"?

Понедельник, 18 Декабря 2017 г. 16:21 ()

Сколько стоит красная икра, кому нужен дальневосточный гектар, кто истинный хозяин Дальнего Востока и почему призрак ДВ-республики до сих пор витает в воздухе?

Есть такая традиция в России: в конце года обнулять бюджеты. Как лучше всего обнулить бюджет? Правильно, провести фестиваль/круглый стол/форум или "Дни". Минвостокразвития совместно с Минприроды видимо руководствовались этим критерием, когда организовали Дни ДВ в Москве. Мероприятие неожиданное, скороспелое и бесперспективное. Быть может в следующем году вновь примут решение о "продолжении банкета", но пока это разовая акция. Но прежде, чем рассказать о Днях и моём к ним отношении, нужно посмотреть на Дальний Восток глазами дальневосточников.

Нужен ли Дальний Восток России? Вопрос риторический - конечно нужен, ведь там нефть, газ, уголь, золото и остальная таблица Менделеева. А ещё рыба и морепродукты. И лес. Дальний Восток с самого своего присоединения рассматривался Москвой, как сырьевой придаток. По всем законам урбанистики и демографии невозможно развивать столь отдалённые регионы из центра, органическое развитие возможно лишь в случае возникновения удалённых экономико-политических центров развития. Один из самых ярких примеров сбалансированного развития большой территории - США, с её Восточным и Западным побережьями. Но в России подобное произойти не может, потому что у нас иной принцип организации власти: абсолютная централизация власти в руках Царя/Советов/Президента. Поэтому сильных региональных лидеров не может появиться в сегодняшней исторической реальности. Региональные элиты создаются из центра или из местных кадров, но максимально лояльны к центру. Лояльность не только политическая, но в первую очередь экономическая, ДВ-предприятия приносящие доход (крупный и частично средний бизнес), рано или поздно попадает под юрисдикцию московских бизнес-элит.